Печать
Просмотров: 2430

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

 

I. Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель

Конкурс проводится с целью формирования экологической культуры – важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.

Задачи

Важнейшими задачами конкурса являются:

– приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;

– формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;

– поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;

– развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.

Ожидаемый результат

Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, студентами, учеными и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения.

Привлечение подростков к решению общегосударственных проблем будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за спасение жизни на Земле.

 

II. Участники конкурса

К участию приглашаются детские экологические коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях. Возможно участие отдельных авторов; приветствуются семейные коллективы.

 

III. Номинации конкурса

Номинация № 1
«Растения и ж
ивотные  в экосистемах»

 

"Эколог может наслаждаться образом жизни натуралиста,

используя методы химии или философию математики".

П.Колинво

 

В номинации «Растения и животные в экосистемах» можно представлять работы по изучению отдельных видов или систематических групп животных, растений или других живых существ, направленные на анализ их взаимосвязей с природными сообществами.

Возможные тематические направления проектов

– Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.

– Отличия популяций животных и растений, обитающих на разных территориях.

– Роль различных растений и животных в «пионерских» сообществах и процессах восстановления естественного состояния экосистем.

– Животные и растения, переселенные человеком на новые территории, особенности их адаптации к новым условиям обитания.

– Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективной защиты.

– Организмы-биоиндикаторы состояния экосистем.

 

Номинация № 2
«Проблемы природных экосистем»

 

«Мне нет до тебя дела, говорит природа человеку:

- я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть».

И.С. Тургенев

В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов.

Возможные тематические направления проектов

– Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем.

– Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.

– Восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды.

– Сохранение лесов как уникальных экосистем, рациональное использование лесных богатств.

– Биоразнообразие как критерий состояния экосистем.

– Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.

– Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.

 

Номинация № 3
«Экологические проблемы поселений. Проблемы экономии энергии

и ресурсов»

«Кто избавился от излишеств,

тот избавился от лишений»

И. Кант

Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень). Сюда же относятся и проекты по изучению и решению проблем, связанных с возрастающим потреблением энергии, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми и прочими отходами.

Возможные тематические направления проектов

– Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.

– Растения в городе.

– Проблемы содержания домашних животных в городе.

– Городские птицы.

– Бездомные животные в городе.

– Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.

– Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.

– Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.

– Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?

– Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.

– Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.

– Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.

– Анализ представлений о семейных отношениях и семейных ценностях людей разных поколений в вашем городе (поселке, деревне).

 

Номинация № 4
«Этнографические исследования»

 

«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,

кто владеет настоящим, тот владеет будущим»

Л.Н. Гумилёв

Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.

Возможные тематические направления проектов

– Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация с учётом природных условий (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.

– Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.

– Занятия населения:

сельскохозяйственные работы, организация и распределение работ, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;

присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;

домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;

народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, изучение характера и смысла мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

– Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.

– Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.

– Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.

– Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.

– Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.

 

Обращаем внимание участников конкурса!

Организаторами приветствуется выполнение проектов в рамках указанных выше номинаций семейными коллективами с участием детей до 10 лет. Эти проекты будут оцениваться отдельно. Рекомендации по выбору тематики исследований и методике их выполнения приводятся в «Приложении».

 

Номинация № 5
«Первые шаги в экологии»

Традиционно, проводится совместно с журналом «Мурзилка». Задание по этой номинации для детей в возрасте 6-10 лет будет опубликовано на страницах журнала № 9 за 2010 г. и на сайте www.murzilka.org

 

IV. Критерии оценки проектов

 

При оценке проектов (номинации 1-4) будут учитываться:

Приоритет будет отдан проектам, направленным на изучение ближайшего природного окружения и решение местных экологических проблем, а также коллективным работам.

 

Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!

 

V. оформление материалов проекта

Представляемые материалы должны включать:

а) заявку на участие в конкурсе;

б) аннотацию;

в) отчет о проведенных исследованиях.

 

Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.

Конкурсную работу следует отправлять письмом, содержащим в качестве приложений три файла с названиями region_familiya_zayvka, region_familiya_annot., region_familiya_otchet и расширением doc, набранные в текстовом редакторе MS Word или совместимом с ним. В теме письма следует написать: «Человек на Земле_город (поселок, деревня), область, где выполнялся проект», например: Человек на Земле_Тутаев Ярославской области. Названия файлов следует давать только латинскими буквами (region – город или область, familiya – фамилия одного из руководителей работы). Суммарный объем приложений к письму – не более 5 Мб. При необходимости допускается отправка файлов в виде архивов arj, zip, rar. Создание архивов из нескольких частей и отправка их разными письмами не рекомендуется. Если подготовленный отчет превышает предельный объем, советуем снизить разрешение включенных в него иллюстраций. Допускаются вставки в отчет иллюстраций, подготовленных программными средствами MS Office (Excel, PowerPoint,  или совместимых c Adobe Photoshop). Если для построения графиков использовались те или иные специальные программы, рекомендуется экспортировать эти графики в виде файлов, совместимых c Adobe Photoshop, и вставлять в отчет эти экспортированные рисунки.

Отчет может содержать гиперссылки на интернет-адреса (использованные как источники информации или созданные авторами проекта), но вся информация, необходимая для оценки работы, должна содержаться непосредственно в файле отчета.

 

а) Заявка участия в конкурсе

- Заявка заполняется по прилагаемой форме (форма №1).

В файл с заявкой следует также вставить сведения о руководителях (форма №2).

 

б) Аннотация

Аннотация – краткое описание проекта включает следующую информацию:

- номинация, по которой подается работа на конкурс;

- название проекта;

- авторы (название коллектива, а если работа индивидуальная – фамилия, имя, класс, школа);

- Ф.И.О. руководителей;

- место и год (годы) выполнения;

- краткое содержание проекта:

1) какая проблема исследовалась;

2) обоснование выбора проблемы и цель исследования;

3) основные методы исследования;

4) главный достигнутый результат;

5) выводы;

6) программа действий (что планируется, что сделали).

Объем аннотации – не более 1 страницы.

 

в) Отчет о проведенных исследованиях должен содержать

 

1. Титульный лист, на котором должно быть написано:

 

2. Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.

 

3. Справка о деятельности коллектива

В справке нужно указать время создания коллектива, список школьников, участвовавших в работе над проектом (имя, фамилия, возраст, в каком классе и школе учатся – по состоянию на 2010/11 учебный год), фамилии и должности руководителей. Обязательно укажите, кто конкретно из школьников выполнял тот или иной разделы проекта, кто из руководителей отвечал за какую часть работы. Укажите особо отличившихся членов коллектива (если таких можно выделить), а также организации, с которыми вы сотрудничали в выполнении проекта (получали научные, профессиональные консультации, материальную или финансовую поддержку). Сюда же можно приложить отзывы различных организаций о деятельности коллектива, копии дипломов, газетных публикаций и пр., фотографии группы или отдельных членов коллектива с подписью.

 

4. Введение

В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, указать место проведения исследования (название и географическое местоположение), сроки выполнения проекта, организации, с которыми сотрудничали при выполнении проекта.

4а. Обоснование (обязательно для номинаций 1, 2)

Выберите тематическое направление (из предложенных для данной номинации), к которому относится ваша работа. Объясните, в чем состоит важность и особенности этого тематического направления для вашего региона и на чем был основан выбор вашей конкретной темы исследования.

Если вашу работу нельзя отнести к предложенным тематическим направлениям, объясните, к какой общей проблеме она относится, в чем состоит важность этой проблемы для общества в целом и ее особенности для вашего региона в частности.

 

5. Объект исследования

Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:

- сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира. Желательно приложить подробную карту-схему (с указанием масштаба), рисунки, фотографии, графики и другой иллюстративный материал;

- сведения о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении (численность, этнический состав, основные занятия, выдающиеся люди и т.д.), культуре (обряды, традиции, народные праздники, фольклор и т.д.); о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.

 

6. Методы исследования

Укажите, какие методики были использованы при проведении исследования. Описания методик должны быть достаточно подробными, чтобы читатель мог понять всю последовательность ваших действий. Опишите методики с учетом тех адаптаций, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях.

Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора использованных в работе методов. Простая ссылка на мнение специалиста (научного консультанта), наверное, не самый интересный ответ. В каких работах использовались те же подходы для решения аналогичных задач? Подумайте, как еще можно было бы решить поставленную задачу.

Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных.

 

7. Результаты исследований

Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.

 

8. Выводы

Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Какие выводы можно сделать на основании этих данных? Являются ли выявленные закономерности статистически достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи имеет смысл поставить с учетом полученных результатов?

 

9. Прогноз

На основании полученных результатов (для номинаций 1-3) оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

 

10. Программа действий

Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных исследований. (Постарайтесь избежать рекомендаций общего характера, которые можно было бы написать, не собирая никаких данных о состоянии объекта). В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.

Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их возможности.

 

11. Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций. (Изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец).

 

Перед подачей проекта на конкурс рекомендуем провести его публичное представление в школе, на городской конференции и т.п., по возможности – получить отзыв в местной природоохранной службе. Желательно опубликовать результаты исследований в СМИ.

Проект должен включать работы, выполненные в 2010 г. Если отчет об исследованиях объединяет результаты, полученные на протяжении нескольких лет, необходимо выделить в нем (например, как отдельную главу) результаты 2010 г.

 

Рекомендации по оформлению текстового отчета

Текст отчета (объемом не более 50 машинописных страниц, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии) должен быть написан на русском языке.

Картографический материал должен иметь заглавие, масштаб, легенду.

Страницы отчета должны быть пронумерованы.

Напоминаем, что суммарный объем всех приложений к письму (заявка, аннотация и отчет)  – не более 5 Мб.

 

 

V. ЭТАПЫ И СРОКИ проведения конкурса

Конкурс проходит в три этапа.

Работы на первый (региональный) этап следует направлять в региональную конкурсную комиссию не позднее 20 октября 2010 г.

Список региональных комиссий и их адреса приводится на сайте: www.chemeco.ru

Региональная конкурсная комиссия отбирает лучшие работы – победителей первого тура конкурса – и не позднее 25 ноября 2010 г. направляет их в оргкомитет в Москву для участия во втором этапе в электронном виде e-mail’ом по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

При отсутствии конкурсной комиссии в вашем регионе работы можно направить непосредственно в Москву, не позднее 20 октября 2010 г. по адресу оргкомитета: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Второй этап (всероссийский)

Итоги второго этапа будут подведены в марте 2011 года и опубликованы в Интернете на сайте Партнерства www.chemeco.ru

Лучшие работы также будут представлены на сайте  www.chemeco.ru.

Третий этап – школа-конференция «Хранители Земли»

Школа-конференция будет проводиться в конце июня 2011 г. По результатам второго тура на нее будут приглашены представители авторского коллектива с руководителем. Программа школы-конференции предусматривает представление и защиту проектов в форме докладов, лекции и практические занятия.

 

VI. Награждение победителей конкурса

Победители конкурса награждаются Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами VII (высшей) ступени награждаются авторские коллективы, проекты которых получили самую высокую оценку жюри.

Дипломами учредителей конкурса также будут награждаться руководители коллективов, отмеченных Дипломами высших (6-й и 7-й) ступеней, а также отдельные, наиболее активные школьники.

 

VI. Финансирование конкурса

Расходы по организации и проведению заочного и очного этапов конкурса несут на условиях долевого участия его учредители. Возможно привлечение спонсоров.

Командирование участников на третий этап конкурса (проезд и проживание) оплачивается командирующими организациями.