Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image
  • image
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Заседание Круглого стола с участием омского межрайонного природоохранного прокурора Вячеслава Мутьева, посвященное исполнению природоохранного законодательства, состоялось 27 мая 2010 года. Организатором мероприятия выступило управление общественной безопасности администрации г. Омска в лице Рината Валитова, общественные экологические организации и ученые-экологи из вузов города. В заседании круглого стола, среди других, приняли участие заместитель председателя Омского регионального отделения Русского географического общества, заслуженный эколог РФ Ф. И. Новиков и руководитель Омского филиала ФГУ «ТФГИ по СибФО» И. А. Вяткин.

Особое внимание в повестке дня было уделено состоянию атмосферного воздуха в городе, рассмотрены вопросы подготовки квалифицированных экологов для предприятий города и проблемы, связанные с градостроительной деятельностью.

Не смотря на некоторую тенденцию к снижению уровня выбросов в атмосферу, жители города достаточно часто чувствуют запах химических веществ, в частности, формальдегида. Особенно много жалоб поступает от жителей посёлка Кордный (Октябрьский АО).

Как рассказал В. Мутьев, в прошлом году природоохранная прокуратура провела проверку 96 предприятий, в основном, в Октябрьском административном округе. Основным решением проблемы специалисты считают финансирование предприятиями экологических программ, в частности, строительство очистных сооружений и других объектов технологического перевооружения.

Участники разговора отметили, что на состояние атмосферного воздуха в городе положительно повлияет решение проблем, связанных с градостроительством. На сегодняшний день, по оценке специалистов, существует тенденция к сужению улиц, увеличению этажности зданий, вырубке деревьев. Всё это оказывает негативное влияние на здоровье горожан. Генеральный план развития города на период до 2025 года, утверждённый в 2007 году, имеет достаточно оснований для реальной экологизации градостроения, однако на практике дело двигается медленно.

Недостаток квалифицированных экологов на предприятиях города является на сегодняшний день серьёзной проблемой. Участвуя в обсуждении проблемы подготовки кадров, И. А. Вяткин отметил, что лишь на 5% предприятий работают люди со специальным образованием, причем многие из них не подготовлены для работы на производстве на должном уровне. В учебном процессе, как правило, упускается важное звено – необходимая производственная практика. Для решения этой проблемы необходимо готовить в омских ВУЗах "целевых" отраслевых специалистов, что возможно только при взаимодействии специалистов ВУЗов, власти и предприятий. Эта важная тема могла бы стать предметом специального разговора на трёхсторонней комиссии на уровне муниципальных властей или субъекта РФ.

Вопросы формирования экологической культуры населения города также не оказались без внимания участников Круглого стола. Очевидно, что, решив эту проблему, общество станет «чище» в самом прямом смысле этого слова. Возрождение института «общественных инспекторов» при государственных надзорных органах различного уровня, по мнению И. А. Вяткина, – это возможность воздействовать как на нерадивых руководителей предприятий, так и на сознательность населения, а также – мощный рычаг для повышения эффективности и открытости деятельности надзорных органов в сфере охраны окружающей среды и общественного здоровья.

Ф. И. Новиков заострил внимание прокурора на необходимости активного взаимодействия с населением и общественными организациями. «Эффективность природоохранных мероприятий, – подчеркнул он, – во многом зависит от того, как власть реагирует на сигналы общественников, какие меры и в отношении кого предпринимаются по устранению тех или иных нарушений природоохранного законодательства РФ». Заслуженный эколог РФ рассказал о существовавшем несколько десятилетий назад механизме такого взаимодействия. Сегодня же, на практике, нередки ситуации, когда на месте незаконно вырубленного дерева уже пробует силы новая поросль, а чиновники ещё не разобрались с тем, в чьей подведомственности оно находилось, для того, чтобы принять меры. Общественность с трудом представляет, в какую инстанцию нужно обращаться при обнаружении различных фактов варварского отношения к природе.

На заседании Круглого стола поднимались и другие вопросы природоохранной тематики. Например, необходимость законодательной инициативы (субъектом которой, как известно, являются органы государственной власти федерального и регионального уровней) по поводу реального изменения ситуации в водоохранных зонах. Эти зоны, особенно в пределах населённых пунктов, можно назвать «водопохоронными» из-за множества «стихийных» свалок.

«За примерами, – по словам И. А. Вяткина, – долго ходить не надо. Так в Ленинском округе г. Омска расположен уникальный геологический и исторический объект, до середины 1990-х годов имевший статус геологического памятника природы регионального значения, – Берег Черского. Этот берег, названный в честь знаменитого исследователя Сибири и первого геолога Омского Прииртышья И. Д. Черского, 165–летие которого мировая научная общественность отметила 15 мая 2010 г., на протяжении почти 2-х километров изобилует крупными и мелкими свалками, разрушается из-за несанкционированных сливов из близлежащего дачного посёлка.

Случай далеко не единичный. Суть возникновения проблемы кроется в отсутствии единого подхода к её решению. Согласно Водному кодексу РФ река Иртыш является федеральным объектом, подведомственный Росводресурсам. Но твердыми бытовыми и прочими отходами ведает Ростехнадзор, Управление которого находится в г. Новосибирске, а наверху пирамиды – муниципальный округ г. Омска и дачники. Итог – «у семи нянек – дитя без глазу».

Между тем, в течение многих лет на берегах рек, особенно судоходных, скопилось большое количество металлолома, мусора и других отходов. Всё это можно и нужно прекратить. Однако, их уборка и утилизация стоит денег. Предприятий, готовых вести такие работы, в России – единицы. Одно из них – «Фламинго» – базируется в г. Омске.

По заказу муниципальных властей Белоярского района ХМАО «Фламинго» уже выполнило работы по очистке берегов ряда водоёмов, в частности, по очистке берегов р. Оби от десятка тонн металлолома, резины и деревянных отходов. Заказов на такие работы в Омском Прииртышье ни от кого не поступает.

«Экономика проста, – говорит И. А. Вяткин, – к примеру, стоимость одного килограмма металлолома, подготовленного к продаже, составляет 2 руб., его переработка обойдётся в 10 руб. Для выхода в нулевую рентабельность необходима дотация, размером в 8 руб. Но законодатель об этом до сих пор молчит. Нет движения и со стороны властей».

Обществу, власти и бизнесу при решении экологических проблем пора от слов, произносимых на конференциях и круглых столах, перейти к делу, которое даст реальный экологический эффект.