Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image
  • image
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

19 апреля 2012 года в 12.00 в Администрации Черлакского муниципального района Омской области по адресу: пгт Черлак, ул. Победы, д. 11, состоялось мероприятие, запланированное как «общественные слушания материалов комплексного экологического обследования участка территории "Озеро Ульджай" (Черлакского района), обосновывающих придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения» (прим.: далее по тексту используется современное название озера – Ульжай).

От Министерства природных ресурсов и экологии Омской области – инициатора проведения слушаний (ответственное подразделение – Управление экологической безопасности, начальник Управления А.А.Володев) – присутствовали сотрудники Минприроды П.Н.Лавренова и Е.Д.Ратниченко.

Так как озеро Ульжай является единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей на территории Омской области, учтенным Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации, особый интерес к общественным обсуждениям проявили сотрудники Управления по недропользованию по Омской области (в слушаниях участвовала главный специалист-эксперт О.Б. Туманцева) и Омского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» (руководитель Омского филиала, председатель Омского регионального отделения Русского географического общества И. А. Вяткин, инженер отдела информационного обеспечения недропользования Д.А. Кулакова). В мероприятии участвовали также жители Черлакского района.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об экологической экспертизе» материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованными органами местного самоуправления, в данном случае администрацией Черлакского муниципального района Омской области, являются обязательными документами в составе материалов, подлежащих экспертизе.

Любое официальное мероприятие имеет определенный порядок проведения, регламент. Однако мероприятие, о котором идет речь, невозможно классифицировать как  «общественные обсуждения» по следующим причинам.

1. Обсуждались материалы, которые никто из присутствующих в глаза не видел. Обсуждение результатов обследования как законодательно, так и по здравому смыслу, предполагает предварительное изучение материалов. Однако Министерством природных ресурсов и экологии Омской области (далее Министерство) не была обеспечена возможность открытого заблаговременного ознакомления с материалами комплексного экологического обследования озера Ульжай никого из присутствующих: ни представителей органов исполнительной власти Черлакского муниципального района, ни местного населения, ни общественных организаций. На сайте Министерства материалы не размещались, официальным письмом в районную администрацию не направлялись. Сотрудники Омскнедра и Омского филиала получили не оформленные должным образом текстовки (без титульного листа с указанием организации-исполнителя, без технического задания на проведение работ и т.д.) по письменному запросу во второй половине 17 апреля 2012 года, менее чем за сутки до проведения слушаний. Времени на чтение, а тем более осмысление и выработку конкретных замечаний и предложений по данному вопросу не оставалось.

2. Несмотря на то, что слушания должны были проводиться администрацией Черлакского муниципального района, ее официальные представители – Глава Администрации, заместители либо другие лица, официально уполномоченные руководством района на проведение данного мероприятия, – отсутствовали.

3. Были допущены многочисленные нарушения в процедуре ведения слушаний: председатель и секретарь не выбирались, протокол не велся, режим выступлений был стихийный, малоуправляемый и хаотичный.

4. Не были приглашены природопользователи, имеющие лицензии и много лет ведущие работы на озере Ульжай (санаторий «Омский» – добыча лечебной грязи, ООО «К-Ником» – добыча рачков Артемии) и имеющие непосредственную экономическую заинтересованность в решении всех вопросов, связанных с изменением природоохранного статуса территории и ограничением хозяйственной деятельности.

5. На следующий день после обсуждений, при прочтении материалов, направленных в Омскнедра и Омский филиал для ознакомления, выяснилось, что они представляют собой неполную выкопировку одного из разделов сводного отчета «О результатах полевых обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения на соответствие статусу, указанному в нормативно-правовых актах» (Договор от 17.05.2007 г. №84-АД) по объекту: «Полевые обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения на соответствие статусу, указанному в нормативно-правовых актах».

Отчет был написан по результатам ревизионных работ, проведенных на нескольких ООПТ, в том числе на озере Ульжай, но заказу Минпрома Омской области в 2007 году. Исполнителями работ являлись ФГОУ ВПО ОмГАУ при участии Филиала по Омской области ФГУ «ТФИ по СФО», ответственными исполнителями – В. Н. Русаков, И. А. Вяткин и др.

6. Между тем уведомления о том, что в качестве материалов, обосновывающих придание Ульжаю статуса ООПТ в 2012 году, будут использованы материалы пятилетней давности, никто из участников работ 2007 года, в том числе и И. А. Вяткин, не получал. Более того, на прямой вопрос И. А. Вяткина, какая организация является исполнителем обсуждаемых работ по комплексному экологическому обследованию озера, представители Министерства ответить не смогли, зашифровав исполнителя под термином «ученые».

Комичная и до боли грустная ситуация: один из ответственных исполнителей присутствовал на якобы «обсуждении» материалов, написанных под его руководством пять лет назад, не подозревая об этом.

7. В связи с отсутствием четкого, грамотного доклада непосредственных исполнителей по теме слушаний, П. Н. Лавреновой была озвучена только общая краткая информация об озере Ульжай. В ходе дальнейшего обсуждения так и не были получены ответы на вопросы участников слушаний:

– об организации зон санитарной охраны, системах контроля территории,

– об объемах добычи лечебной грязи на месторождении и других видах природопользования, связанных, в частности, с добычей водных биоресурсов данного озера, ограничении хозяйственного использования территории,

– о влиянии изменения статуса озера Ульжай на экономическое состояние ближайших районов и поселений,

– об организации охотничьего и рыболовного дела,

– перспективах развития туризма и др.

– не были озвучены конкретные предложения по решению спорных вопросов землепользования.

Хотелось бы подчеркнуть, что решение данных вопросов не было предусмотрено в техническом задании работ 2007 года, сосредоточенном на ревизии состояния природных компонентов территории и, следовательно, никем не прорабатывалось. Для их решения необходимо проведение дополнительных, современных исследований.

8. Отсутствие четких ответов и не проработанность вопроса о границах водоохранной зоны озера и границах предлагаемой ООПТ, изменении современных границ участков землепользования в непосредственной близости от уреза воды, возможном изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (участки выпаса с/х животных местными жителями) на другой вид (охраняемые территории) сразу вызвали негативную реакцию местного населения, фактически создало на слушаниях конфликтную ситуацию.

В связи с вышеизложенным в ходе обсуждения было принято решение определить статус данного мероприятия как рабочую встречу для ознакомления, предварительного обсуждения и постановке проблемных вопросов, связанных с приданием «Озеру Ульжай» правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения. Официальные общественные слушания предложено провести позднее, после более тщательной их подготовки в соответствии с законодательством РФ.

Хотелось бы подчеркнуть, что работа по дообследованию ООПТ и последующее принятие решения об образовании на озере охраняемой территории должны быть проведены на профессиональном уровне с учетом:

– факта наличия на планируемом ООПТ геологического объекта федерального значения – месторождения лечебных грязей «Озеро Ульжай», запасы которых учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации;

– наличия разрабатываемого участка распределенного фонда недр, оформленного в соответствии с Законом РФ "О недрах" государственным разрешением в виде лицензии;

– тщательной проработки вопроса и согласования с местными органами исполнительной власти вопросов землепользования;

– соблюдения необходимых процедурных норм и других требований законодательства и доработки нерешенных ранее вопросов.

При образовании ООПТ по геологическим объектам необходимо учитывать требования федерального законодательства и нормативных документов: Закона РФ «О недрах» (ст. 2, 4, 10.1, 16, 43), Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 № 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение», Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2004 №712 об утверждении «Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов».

Еще один принципиальный вопрос. С момента ревизионных работ 2007 года прошло пять лет. Требует решения вопрос о возможности использования материалов пятилетней давности для обоснования создания ООПТ в настоящее время, в 2012 году. Также следует более детально, с учетом современной ситуации, рассмотреть вопрос о наиболее оптимальном статусе предлагаемой ООПТ (гидрологический памятник природы, лечебно-курортная местность или др.) для целей максимально рационального сохранения и использования природных комплексов и ресурсов озера Ульжай.

Создание особо охраняемых природных террриторий - государственное дело, целый комплекс последовательных, законодательно закрепленных действий. И орган государственной власти, наделенный полномочиями в сфере организации, охраны и использования ООПТ, в первую очередь, должен обеспечивать их соблюдение.

Руководитель Омского филиала И.А.Вяткин, начальник отдела ИОН Г.А.Вяткина