Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

В МОУ ДОД «Детский Эколого-биологический центр» состоялась региональная конференция «Реки для жизни», в которой приняли участие сотрудники Филиала – И.А. Вяткин, Ф.И. Новиков, В.Л. Белова, А.А. Пильников.

Первый этап конференции прошел в форме пленарного заседания, где выступили начальник ОВР НО БВУ по Омской области С.В. Полев, председатель правления НП «Экологический комитет» С.В. Костарев, зав. кафедрой СиБАДИ А.А. Соловьев, председатель ОРОО «Общество охраны природы Сибири» А.П. Станковский.

После заседания участники конференции разделились на две секции: «Мастерская «Свободу Иртышу!» и «Реки Омской области: проблемы и пути их решения». В ходе работы секций были заслушаны доклады участников:

  • директора МОУ ДОД ДДТ г. Исилькуля Н.Н. Игизбаева, зам. президента ИГДОО «Детский эколого-эстетического центра» Г.М. Конради «Общее состояние водных экосистем Омской области»;
  • к.т.н., нач. сектора экологии Управления общественной безопасности Администрации г. Омска Р.Р. Валитова «Притоки р. Иртыш»;
  • руководителя Саргатской районной экологической дружины «Чистая планета» А.А. Безбородова «Малые реки Саргатского района»;
  • руководителя экологической дружины «Спасатель» МОУ «СОШ № 162» С.Н. Хватова «Общественное участие в решении проблем памятника природы Птичья Гавань» и др.

Руководителем Филиала по Омской области И.А. Вяткиным и начальником отдела информационного обеспечения водопользования В.Л. Беловой внесены предложения в резолюцию конференции.

Победителям детского творческого конкурса «Свободу Иртышу!» вручены награды. По итогам конференции планируется выпустить резолюцию и сборник материалов.

Предложения в резолюцию конференции

Для координации усилий всех заинтересованных сторон, всех ветвей власти, водопользователей, ученых и общественности и поэтапного программно-целевого подхода решения острейших водных проблем необходимо создать Бассейновый совет в регионе согласно положений Водного Кодекса России.

К вопросам ведения бассейнового совета необходимо отнести разработку и системный программный контроль за реализацией водохозяйственной политики в регионе. В разработке и контроле за качеством реализации водохозяйственных программ должны принимать участие не только органы власти регионального и федерального уровня, но и научные, общественные организаций и крупные предприятия водопользователей.

В Омской области сложился комплекс застарелых проблем в сфере водного хозяйства, которые необходимо системно, открыто и гласно решать совместными усилиями, используя политику Бассейнового совета для их обсуждения и диалога всех заинтересованных сторон.

Для улучшения состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Омской области необходимо проведение конкретных мероприятий:

1. В сфере улучшения гидрохимического состояния водных объектов:

  • повышение эффективности работы действующих очистных сооружений;
  • строительство новых очистных сооружений на промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектах;
  • снижение фактического сброса загрязняющих веществ до установленных нормативов ПДС или ниже их;
  • разработка программ по восстановлению водных объектов федерального, регионального и муниципального уровня.

2. В сфере снижения антропогенного влияния на водные объекты:

  • проведение профилактических работ по предупреждению аварийных ситуаций на водных объектах, водохозяйственных системах и сооружениях;
  • создание систем мониторинга для раннего обнаружения экстремального загрязнения водных объектов при техногенных авариях в целях своевременного отключения водозаборных сооружений питьевого водоснабжения населения;
  • уменьшение объемов забираемой и сбрасываемой воды за счет внедрения водосберегающих технологий.

3.Развитие аналитических работ:

  • расширение лабораторной базы государственных органов и научных учреждений;
  • обеспечение их необходимым оборудованием и приборами, методиками определения ингредиентов в водной среде.

4. Примеры практики незаконной добычи песка в русле реки Иртыш:

  • необходимо существенно увеличивать штрафы и выдавать полномочия контролирующим органам в судебном порядке арестовывать технику и добытый нарушителями грунт.

5. В сфере контроля за работой гидротехнических сооружений:

  • контролирующим органами осуществляющим надзор за техническим состоянием и безопасностью гидротехнических сооружений, в полном объеме завершить инвентаризацию гидротехнических сооружений, при выявлении нарушений принимать меры по реальному их устранению.

6. В сфере улучшения качества питьевой воды:

  • необходимо продолжать работу по установке станций локальной очистки воды на водозаборах централизованного водоснабжения в районах области;
  • необходима реконструкция и реорганизация групповых и межпоселковых водопроводных сетей.

7. В сфере исследования и оценки состояния водных ресурсов Омской области:

  • необходимо проведение поэтапной инвентаризации рек и озер;
  • проектирование по результатам инвентаризации новых водозаборов из альтернативных водохозяйственных объектов, которые были проведены в 60-80-ые годы ХХ века.

8. В сфере управления хозяйственной деятельностью в водоохранных зонах и прибрежных полосах:

  • необходимо "сделать более жестким" статус водоохранной зоны, исключив на будущее те лазейки, которые сейчас используют граждане и предприниматели;
  • развивать (создавать) систему государственного и общественного мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, проводить работы по разработке водохозяйственных балансов, по лицензированию водопользования, установлению лимитов водопотребления и водоотведения, по внедрению программных средств и геоинформационных технологий, обеспечивающих создание и ведение банков цифровой водохозяйственной информации, необходимой для информационной поддержки принятия управленческих решений органами власти всех уровней.

10. В сфере экономической безопасности:

  • необходимо повысить промышленную и экологическую безопасность действующих и проектируемых объектов, коренным образом улучшить экологическое и санитарно-гигиеническое состояние водоохранных зон; значительно повысить требовательность госорганов водного надзора и контроля к устранению нарушений хозяйственными организациями природоохранного законодательства.