Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

Опустел отрывной календарь.

Отшумел календарь новогодний.

Год окончен. И снова январь

Свой рюкзак собирает походный.

Юрий Гаврилов

"Отшумел карнавал новогодний", а юные геологи Калачинского района под руководством своих наставников Плащенко Любови Михайловны и Бутенко Людмилы Алексеевны вновь собрались в дорогу.

На этот раз нас ждала II Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия», посвящённая 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, которая должна была пройти с 12 по 15 января 2012 года на географическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета.

Мы быстро собрались в дорогу и … вперёд! До свидания, Калачинск, здравствуй, Пермь! В Перми, на вокзале, нашу группу встретил старший преподаватель кафедры социально-экономической географии Андрей Сергеевич Лучников. Нам было очень приятно слышать его первые слова «Наш декан очень обрадовался, что едет группа из Калачинска!» Дети были счастливы. Нас разместили в детско-юношеском центре «Муравейник» с очень хорошими условиями для проживания.

А на следующий день началась конференция. В фойе проводилась быстро и чётко регистрация гостей, создавались экскурсионные группы. Всем участникам, в том числе и руководителям, вручали подарки: сборник тезисов со статьями школьников, план работы конференции, ручки, блокноты, эмблемы, бейджики, наклейки, календарики. И всё это – бесплатно! Студенты вежливо приглашали всех пройти в зал на открытие конференции. Гостей в зале было так много, что пришлось заносить дополнительно стулья. Перед собравшимися выступили Макарихин И. Ю. – ректор ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; Назаров Н. Н. – председатель Пермского краевого отделения РГО, доктор географических наук, профессор; Калинин Н. А. – заведующий кафедрой метеорологии и охраны атмосферы ПГНИУ, доктор географических наук, профессор; Зырянов А. И. – декан географического факультета, доктор географических наук, профессор. Пьянков С. В. – директор Центра геоинформационных систем и технологий, доцент кафедры социально-экономической географии ПГНИУ, кандидат технических наук, который показал презентацию об истории Пермского государственного университета, его достижениях и открытиях, о студентах и преподавателях, о факультетах и специальностях, которые можно здесь получить.

А дальше нас ждало волшебное перемещение во времена М. В. Ломоносова под названием «Арктическая трилогия», которую подготовили обучающиеся МОУ «Еврогимназия», г. Ревда Свердловской области. Участники театрализованного представления рассказали нам об истории открытия Арктики.

После торжественной части нас пригласили пройти в аудитории для работы по секциям. Всего было 6 секций.

Первая секция – «Физическая география, ландшафтоведение и палеогеография». В её работе приняли участие наши юноши: Бутенко Антон – МКОУ «Ивановская СОШ», 11-й класс, и Шишкин Виталий – МКОУ «СОШ № 2» г. Калачинска, 9-й класс. Их работы вызвали наибольший интерес аудитории.

Вторая секция – «Гидрометеорология, охрана атмосферы и водных ресурсов», третья – «Экология и природопользование», четвёртая – «Экономическая и социальная география», где показала отличные знания и прекрасный результат Кунгулова Эльвира – обучающаяся 11 класса МКОУ «СОШ № 2» г. Калачинска. Пятая – «Рекреационная география, география туризма и этнография», шестая – «Историческая география, краеведение, топонимика».

День прошёл быстро. Вечером было подведение итогов. Все участники получили грамоты, руководители – благодарственные письма. Результат нашей команды – 8 грамот!

Вечером, когда утихли наши эмоции, мы отправились посмотреть вечерний город. Какой красивый город! Какие внимательные и доброжелательные жители! Они объяснили и рассказали нам о достопримечательностях города, показали наиболее интересные места для детей. Лучшее место для детей – это снежно-ледяной городок. Нас поразил «Парад снеговиков». На огромной площади перед гостиницей «Урал» выстроились 300 снеговиков; каждый – произведение искусства. Всех снеговиков украшали сами жители. Затем мы пошли на центральные горки и оказались в сказке! В центре площади стоит огромная, сияющая всеми огнями ёлка. Вокруг сверкают разными огнями ледяные скульптуры сказочных героев, терема, беседки изо льда. Горки на любой вкус – для детей разных возрастов, пап и мам, бабушек и дедушек. По улицам развешены гирлянды на деревьях, и было ощущение, что мы находимся далеко за границей, в Европе! Отдохнув на горках, мы вернулись на базу. Ведь нас утром ждала экскурсия.

Утром, к главному корпусу, подали два комфортабельных автобуса. Первая группа выехала в музей ложки г. Нытвы и на конеферму. А мы отправились в Белогорский Свято-Никольский монастырь – одну из ключевых достопримечательностей Пермского края, центр паломничества и туризма. Он расположен в 120 километрах к юго-западу от Перми в Кунгурском районе, на вершине Белой горы, высота которой – 453 метра над уровнем моря. Значительная часть пути проходила по Сибирскому траку. За десятки вёрст до монастыря видны золотые купола Крестовоздвиженского собора. Белогорский монастырь известен далеко за пределами Пермского края, в основном, из-за красоты собора и строгости монашеской жизни. Недаром монастырь называется Уральским Афоном.

Но пришла пора расставаться с гостеприимным городом и возвращаться домой! Мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До свидания!»

Мы ещё вернёмся сюда!

Л. Бутенко - руководитель геологического кружка «ЮГИ», с. Ивановка, Калачинский район, Омская область; фото автора