Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

I. Из истории вопроса.

Россия - северная страна, более 70 % территории которой по природно-климатическим условиям относится к криолитозоне, тундровым, лесоболотным и таежным ландшафтам. Население же Российского Севера невелико и составляет около 11 % населения страны, и за последние два десятилетия неуклонно уменьшается, что относится как к Дальнему, так и к Ближнему северу. Вместе с тем, Северные территории Европейской части, Сибири и Дальнего Востока дают львиную долю налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Под Ближним севером здесь подразумевается территория России, и, в частности Сибири, удаленная от Транссибирской и иных ж/д магистралей на 300-800 км. Она расположена вне зоны вечной мерзлоты, имеет достаточные природно-климатические условия для развития отдельных видов сельского хозяйства: растениеводства (в т. ч. льноводства, молочного и молочно-мясного животноводства), лесного хозяйства (в т. ч. глубокой переработки дикоросов), добычи полезных ископаемых, развития дублирующего в стратегическом и хозяйственном плане инфраструктурного каркаса территории, а также других отраслей, основанных на историческом и культурном опыте проживающих здесь народов.

Предметом особого внимания в настоящей статье является Ближний север и его проблемы на примере Тарского севера Омской области, которые в значительной мере характерны для всех подобных территорий России, расположенных между 62° и 57° северной широты, а в некоторых районах Восточной Сибири и Дальнего Востока и южнее.

Исторически территория России осваивалась и прирастала с запада на восток и с севера на юг в течение нескольких столетий. В Западной Сибири, в полосе между Тобольском и Тарой, в течение XVII - первой трети XX века пришлым русским населением в союзе с коренными народами были построены тысячи населенных пунктов, освоены местные природные ресурсы, заведены натуральные и товарное сельское и лесное хозяйство и многочисленные промыслы, создана основа современной инфраструктуры. Это было закономерным следованием последовательной государственной политики правительства Российской Империи и первого десятилетия Советской власти по заселению и освоению Сибири. Проиллюстрируем эти положения примером по  Омской области.

По данным статистики и исследованиям известного омского экономико-географа П. Т. Сигутова в 1929 г. на территории Тарского уезда Западно-Сибирского края, в который входили 6 северных районов нынешней Омской области (Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский, Тарский, Седельниковский и Большеуковский), было более 850 населенных пунктов. В них проживало 250 тысяч человек. По окончании советского периода, в 1994 г. здесь осталось около 250 населенных пунктов, в которых жили 154 тысяч человек. За период 1994-2006 гг. население этих районов еще уменьшилось, исчез еще ряд сел и деревень (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п

 

 

Годы

 

 

Всего тыс.

чел./нас.

пунктов

 

 

Население северных районов области, тыс. чел/плотность нас.  чел/км /кол-во насел, пунктов

Больше-уковский (Рыбин­ский)

Усть- Ишимский

Тевриз-ский

Знамен­ский

Тарс-кий (Екате­ринин­ский)

Седельни-никовский)

1

1926

126,4 /850

25,6*

18,0*

23,8* /139

20,5*

17,9*

20,6*

2

1994

134,4 /286

11,5 /

1,2/20

21,2

/2,7/52

20,6 /2Л/41

15,3

/4,2/42

52,0

3,4/87

13,8

/2,7/44

3

2006

117,86 /271

9,08/

0,95/19

16,4 /2,1/51

17,9** /1,8/\б

13,78 /4,0/40

48,6 /3,1,88

12,1

/2,4/37

*Данные 1926-27 гг. приведены только по численности населения, кроме Тевризского района.

**Данные 2003 г.

Значительно сократились на Тарском севере посевные площади, уменьшились объемы лесозаготовок, экономика все более и более принимает натуральных характер, активно население выезжает на заработки на нефтепромыслы Дальнего севера. Примерно такие же процессы с вариациям происходят на всем Ближнем севере России, продолжается отток наиболее талантливой молодежи из Сибири и Дальнего Востока в Европейскую часть России.

С целью предотвращения деградации экономики северных территорий страны в 1994-1997 гг. Институтом труда Минтруда России совместно с Институтом географии РАН (г. Москва), Институтом проблем севера РАН (г. Апатиты) и другими научными организациями при активном участии органов государственной власти более чем 20 субъектов РФ, от Республики Карелия до Хабаровского края, по заказу Госкомсевера России был разработан и научно обоснован проект федерального закона «О районировании севера России». Законопроект предусматривал кардинально иное районирование страны, отличное от методологии районирования Крайнего Севера и приравненных к ним территорий советских времен.

Новации состояли в реальном учете природно-климатических, социально-демографических и инфраструктурных условий территорий, объединенных в интегральную оценку по степени комфортности проживания населения в пяти зонах: трех дискомфортных, комфортных и относительно комфортных.

К III дискомфортной зоне были отнесены территории 5,5 северных районов Омской области и десятки других районов страны, в которых в 1997 г. проживало около 13 миллионов россиян. В нашей области эта важная работа была выполнена коллективом омских специалистов под руководством А. М. Луппова и А. А. Агеенко, в которой и мне довелось принять участие.

Законопроект проводил новые границы этих зон до масштаба границ сельских администраций и предусматривал ряд мер государственной поддержки северных территорий как Дальнего, успешно развивающегося Севера, являющегося донором бюджета страны, так и депрессивных территорий Ближнего севера (снижение НДС до 10 %, повышение районного коэффициента для III дискомфортной зоны, ранее не входившей в северные территории, с 15 до 25-30 %, инфраструктурные инвестиции и ряд других социально и экономически значимых мер).

Законопроект «О районировании севера России» прошел все необходимые экспертизы и был внесен Правительством России на рассмотрение Президента РФ Б. Н. Ельцина. Однако, был отклонен, т. к. для его ратификации было необходимо осуществить дополнительную солидную финансовую поддержку территорий, раннее не отнесенных к северным, на которых проживало 13 миллионов граждан России. В условиях экономического кризиса и дефолта 1990-х годов это было невозможно. Госкомсевер РФ как федеральный орган государственной власти был упразднен, законопроект положен на полку, а проблемы Ближнего севера, как было показано выше на примере Омской области, только усугубились. В настоящее время требуются системные меры господдержки и реанимации этих экономически важных и во многом резервных территорий, пока они окончательно не деградировали в социальном плане и не обезлюдели.

II. Ближний север: региональный аспект.

Ситуация социально-экономической деградации отдаленных территорий России в данный момент должна быть решительно изменена. Курс на промышленное развитие страны, модернизацию экономики, взятый Правительством России, требует принятия специальных федеральных и региональных программ по экономической поддержке северных территорий.

Омские северные районы имеют отличительные преимущества перед более отдаленными территориями в силу их близкого местоположения к Транссибирской магистрали, наличию богатого и почти не использованного природно-ресурсного потенциала, активизации развития региональной автотранспортной дорожной сети и начавшегося строительства автомобильной трассы Тобольск - Тара - Томск, в перспективе дублирующей в Западной Сибири федеральную трассу Москва - Владивосток.

Все это диктует необходимость тщательного рассмотрения вопроса по решению насущных социально-экономических проблем и государственной поддержки дальнейшего развития северных районов Омской области и Сибири в целом.

Социально-экономическим и культурно-научным центром севера Омской области, старейшим городом нашего региона, активно развивающимся в последние годы является г. Тара (основан в 1594 г., в 2009 г. отметил 415 лет со дня основания). В ближайшем окружении г. Тары находится Тарское циркон-ильменитовое месторождение федерального значения, богатейшие запасы торфа, сапропеля, болотных фосфатов, которые в настоящее время практически не используются. Тара является ближайшим крупным опорным пунктом для продолжающегося изучения северных территорий области на углеводородное сырье.

В г. Таре действуют филиалы аграрного и педагогического вузов г. Омска, средние специальные учебные заведения, которые могут стать центром создания нового кадрового потенциала для освоения и развития Омского севера. В настоящее время г. Тара является самым студенческим городом России: на 28 тыс. населения приходится 3,5 тыс. студентов.

Среди крупных реализуемых проектов следует обратить особое внимание на Федеральную значимость Тарского горно-обогатительного комбината.

Созданный в последние годы ООО «Тарский горно-обогатительный комбинат» имеет ряд лицензий на геологическое изучение и добычу рудных песков Тарской циркон-ильменитовой россыпи.

Предприятие прошло трудный путь становления и развития, начавшийся в экономически кризисное время - в 1992 г. К настоящему времени построен горно-обогатительный комбинат, отработана не имеющая аналогов в России и странах СНГ технология добычи и производства коллективного чернового и раздельного концентратов рудных минералов и циркона, которые поставляются на металлургические предприятия Урала, электродные заводы, необходимы для производства ферросплавов - материалов для авиа-, ракето- и кораблестроения. Циркониевый концентрат может применяться в литейном производстве, в производстве строительной и сантехнической керамики, огнеупоров, медицине и т. д. При планируемой мощности переработки более одного миллиона рудных песков в год Тарский ГОК закроет 20 % потребностей российского рынка.

Предприятие продолжает развиваться, однако, испытывает ряд трудностей и до сих пор не может выйти на планируемую мощность из-за недостатка инвестиций. Крайне требуется федеральная поддержка единственного в России градообразующего предприятия, добывающего и одновременно перерабатывающего эти виды стратегического сырья.

III. Пути выхода из кризиса.

Для динамичного социально-экономического развития северных районов России, в том числе и Омской области, на наш взгляд, требуется решение ряда задач, учитывающих их природно-климатические особенности и очаговый характер расселения.

1.  В целях создания правовых условий для возрождения экономики территории Ближнего Севера России считаем необходимым предложить Законодательному Собранию и Правительству Омской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания России выйти с законодательной инициативой в Госдуму ФС России с предложением о разработке и принятии законопроектов «О мерах государственной поддержки депрессивных регионов Российской Федерации», а также реализовать проект ФЗ «О районировании Севера России», которые бы включали ряд налоговых льгот для сельскохозяйственных производителей, лесопереработчиков, недропользователей мелких месторождений полезных ископаемых и месторождений с трудными горно-геологическими условиями, сферы малого и среднего бизнеса, занимающегося производством или созданием инфраструктуры услуг (таких, например, как рекреация и туризм, народные промыслы и ремесла, внедрение новых экологически допустимых технологий глубокой переработки природных ресурсов и т. д.).

2.  При разработке отраслевых программ развития экономики (геологических, лесного хозяйства и лесопереработки, сельского хозяйства, инфраструктурных и т. д.) обязательно их взаимоувязывать, имея в виду главную цель - комплексного и рационального развития территории. Например, при проектировании и прокладке дорог к месторождениям углеводородов сразу учитывать наличие близлежащих участков с ценной древесиной, дикоросами, торфяными залежами, возможными площадями для сельскохозяйственного освоения, существующими или резервными площадями особо охраняемых природных территорий, потенциальными объектами для развития туризма и вовлекать их в экономику на основе системного анализа.

3.  Развитие транспортной инфраструктуры Омского севера. Остро нуждается в современной трассе правобережная территория северных районов от Самсоновского моста (Тарский район) до Малой Бичи (Усть-Ишимский район), где находится значительная часть углеводородных, торфяных и лесных ресурсов региона. Кроме того, необходимо в среднесрочной перспективе восстановить Екатерининский тракт от с. Б. Тава до с. Листвяги и р. ц. Большие Уки, который вместе с Московско-Сибирским трактом может стать главным стержнем развития экологического, научного и фермерского туризма в северо-западной части Омской области и прилегающих частей Тюменской области. В дополнение к субширотным дорогам, инфраструктурный каркас значительно укрепят строящиеся субмеридиональные дороги к месторождениям углеводородного сырья и лесным массивам, в том числе меридиональная трасса от границы с Казахстаном до Северного Ледовитого океана.

Реализация принципа притяжения к новой транспортной инфраструктуре объектов производительных сил различных отраслей значительно повысит социально-экономическую эффективность вложений, позволит гибко развиваться многоотраслевой экономике. Но для этого необходима более тесная координация усилий различных ведомств федерального, регионального и муниципального уровней. По сути, речь идет о необходимости создания комплексной схемы освоения и развития производительных сил территории и соответствующей межведомственной комиссии из представителей этих органов, которая успешно действовала в Омской области в конце 80-х - начале 90-х годов XX века.

4.  В области образования необходимо коренным образом пересмотреть набор специальностей, по которым готовятся кадры среднего и высшего звена для данных территорий.

Необходимо ввести новые специальности, например, такие как «фермер - экономист - менеджер», «специалист - технолог по переработке дикоросов» и т. д. Кроме того, ВУЗам гг. Омска и Тары совместно с органами власти муниципальных образований целесообразно рассмотреть вопрос о создании пунктов постоянных практик для студентов специальностей агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, экологов и географов, археологов, этнографов и специалистов туристско-рекреационного хозяйства в ряде населенных пунктов Тарского Севера, таких как: Форпост, Становка, Фирстово, Листвяги (Большеуковский район), Б. Тава, Б. Тебендя, Никольск, Красноярка, Аксеново, Кайсы (Усть-Ишимский район), Ташетканы, Екатериновка (Тевризский район), Васисс, Литковка (Тарский район).

5.  Задачи в области сельского хозяйства. В настоящее время актуально создание машинно-тракторных станций (МТС) в связи с наличием узкоспециализированной с/х техникой. МТС были введены в СССР в 1929 г. и просуществовали почти тридцать лет, сыграв значительную роль в становлении земледелия, в том числе и на сибирской земле. Актуальность подобных проектов вызвана сходством некоторых условий, таких как – невозможность приобретения отдельными малыми хозяйствами дорогостоящей с/х техники самостоятельно, сезонностью использования машин, а также высокой специализацией сельхозтехники, что делает приобретение ее нерентабельным с точки зрения конечного производства. Рыночные условия нашей экономики вносят свои коррективы в создание МТС в новых экономических условиях. Предпринимателям, решившимся на этот проект, должно быть выгодно содержание парка техники, обслуживающего персонала и, самое главное, поддержание оптимального соотношения спроса - предложения. В этой части необходима поддержка как областных, так и федеральных властей в области налогообложения, а также гарантий приобретения техники по лизинговым схемам. В настоящее время существует положительный опыт создания подобных станций в Самарской, Тюменской областях и Республике Бурятии. Для детальной проработки проекта создания МТС требуются дополнительные мероприятия, такие как маркетинговые исследования, изучение оптимальных схем предоставления услуг, а также детальная проработка перечня требуемой техники и возможности ее приобретения по различным схемам (кредит, лизинг, восстановление подержанной техники).

«Точками роста» экономики АПК могут стать так называемые модельные (пилотные) хозяйства, в которых бы сконцентрировались лучшие технологии, кадры и опыт работы российских и зарубежных предприятий.

6.  Для кардинально нового скачка в развитии промышленности на Севере необходимо создание современной гибкой системы малой энергетики на базе минерально-сырьевых, лесных ресурсов, в отдельных местах ветроэнергетики, а именно:

-        развитие производств по добыче и переработке торфа и сапропеля (например, Степановского месторождения торфа и входящих в него месторождений сапропеля), в том числе строительство энергетических установок с использованием этих видов сырья;

-        использование древесных отходов и перевод части котельных на древесные гранулы, а части - на газовое топливо,

-        проектирование и строительство мини ГЭС на реках для отдаленных от основной энергосистемы населенных пунктов.

7. Развитие туризма. Географическое положение Омской области не позволяет отнести ее, в полном смысле, к привлекательным для туристов зонам. В то же время, концентрация основной части населения в миллионном городе, где выбор мест для активного отдыха не отличается разнообразием, а в последние годы потребность городского населения в этом лишь увеличивается, позволяет рассмотреть возможность создания внутренних туристских маршрутов и зон отдыха на территории области. В этом отношении северные районы, благодаря разнообразию ландшафтов и богатой истории, представляются наиболее интересными для осуществления подобных мероприятий.

Опыт многих стран и европейской России говорит об одном: туризм развивается и приносит немалый доход там, где создана разноплановая инфраструктура, органично соединяющая современные технологии гостиничного хозяйства и сервиса с самобытной архитектурой, традициями, народной кухней и обрядами, устным народным творчеством и неповторимыми ремеслами. Каркасом для развития туризма могут и должны стать новые национальные парки и региональная сеть других особо охраняемых природных территорий.

8.  Создание отрасли по глубокой и комплексной переработке дикоросов: кедровых орех и шишек, ягод, грибов, лекарственных трав, продуктов пчеловодства. Для этого необходим реальный подсчет запасов ягод и грибов по наиболее продуктивным известным площадям при лесоустройстве, а также включение в стоимость запасов отходов кедровой шишки и частей ягодных растений, имеющих лекарственную ценность (например, брусничного листа). Оптимально было бы создание комплексных цехов, которые целесообразно открывать в райцентрах и крупных селах, а в местах сосредоточения природных ресурсов необходимо развернуть торгово-закупочные фактории, которые бы закупали по приемлемым для населения ценам побочные продукты леса.

Во время проведения недавних встреч ученых, преподавателей и специалистов органов власти с населением северных районов, жители часто указывали на отсутствие такой возможности, существовавшей ранее в Советское время. Создание таких пунктов с учетом современных условий могло бы создать устойчивые рабочие места для населения, менее склонного к самостоятельному предпринимательству, и позволило бы увеличить уровень доходов сельских жителей субрегиона.

9.       Развитие ремесел и уникальных кустарных промыслов на базе имеющихся хозяйственно-культурных традиций и природных ресурсов, производство товаров народного потребления из экологически чистых природных материалов (бересты, дерева, льняных тканей и т. д.).

Со стороны государственных органов и муниципальных образований необходимо создание условий для кооперации предпринимателей, информационной помощи в сбыте продукции, организации социальной рекламы.

10.     Совершенствование рынка информационных, в т. ч. телекоммуникационные услуг путем создания доступного банка данных по новым технологиям переработки природных ресурсов, размещенного в сети Internet.

В целях повышения компетенции жителей в условиях рыночной экономики, необходимо создать программу информационно-консультационных (в т. ч. юридических) услуг для населения в области организации частных предприятий с точки зрения оптимального организационно-юридического оформления и налогообложения. В первую очередь, данная работа должна быть направлена не на особенности регистрации, а на возможности создания новых инициатив и предприятий. С этой целью, предлагается провести работы по изучению и обобщению организации малых производств в аналогичных условиях нашей страны и зарубежных стран, что позволит создать определенный набор предложений с полной поддержкой юридического оформления и возможностью кредитования данных проектов.

Представляется целесообразным проведение разъяснительной работы с главами поселений с целью выявления наиболее подготовленных жителей к внедрению данных проектов, что, в свою очередь, создаст условия для мотивации широких слоев к внедрению положительного опыта, и способно вызвать доверие к осуществляемым проектам. Отдельно следует акцентировать внимание на реанимацию проектов, существовавших в прошлые периоды развития данных территорий, возрождение которых в новых экономических и технологических условиях способно восстановить утраченный импульс развития экономики.

IV. Примеры новой экономики.

Примеры создания новых рентабельных производств и внедрения современных технологий на Ближнем Севере в Сибири есть. Например, по сведениям СМИ, в Томской области от реализации собранных (или выращенных на плантациях) и переработанных побочных продуктов леса (ягод, грибов, кедровых орех, шишек и т. д.) в 2007-2008 гг. было выручено более 7 (!!!) миллиардов рублей. Есть первые ласточки и в Омской области - успешно начал реализовывать свою продукцию Тевризский плодопитомник (ежевика, брусника, клюква и т. д.).

Еще совсем недавно прииртышская береза была почти не востребована на внешнем рынке. В последние три года благодаря новейшим технологиям переработки древесины, успешно внедряемой предприятием «Ava-компани», стало возможным перерабатывать десятки тысяч кубометров древесины из березы и производить высококачественную продукцию по мировым стандартам (паркет, специальный профиль и т. д.), экспортируемый в Западную Европу. В ряде северных районов Омской области вновь возобновились масштабные лесозаготовки в лиственном хозяйстве, а в Омске налажено производство готовой продукции.

Во многих областях России и в Ближнем Зарубежье известны последовательные шаги омичей по созданию отрасли по добыче и глубокой комплексной переработке сапропелевых ресурсов, которыми уже второй десяток лет занимается ЗАО НПП «Сибирская органика». Есть реальные достижения в получении из сапропеля прииртышских озер высококачественных продуктов для ветеринарии, медицины, сорбентов для сбора нефтепродуктов с поверхности воды и рельефа, корковых добавок для сельскохозяйственных животных и птиц.

Продолжается строительство новых дорог и мостов и реконструкция старых в северных районах (построен Самсоновский мост через Иртыш у г. Тара, завершается строительство дороги с твердым покрытием Тевриз - Усть - Ишим, строится дорога сс. Самсоново - Екатериновка и т. д.). Однако, вышеприведенные примеры - лишь «точка роста», а в современных условиях Ближнему Северу как и всей России нужны уже не «точки», а «площади роста». Необходима государственная стратегия по созданию условий для последовательной новой индустриализации (в том числе и агросектора) на базе современных знаний, технологий и организации специального образования и создания производств.

В геополитическом аспекте скорейшее внимание к Ближнему северу Сибири и Дальнего Востока продиктовано тем обстоятельством, что население этих районов неуклонно уменьшается, а на фоне почти полуторомиллиардного Китая это особенно тревожно, из восточной части России уезжает молодежь - будущее страны.

Омские географы надеются, что высказанные предложения помогут в решении стратегических и тактических задач развития северных территорий Омской области и других субъектов РФ и проживающих на них народов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое»: Сб. науч. тр. Вып. 20, посвящен 130-летию ОРО РГО. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2008. - 210 с.