Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

К вопросу о состоянии системы ООПТ Омской области

И. Н. Мухачева, И. А. Вяткин, Ф. И. Новиков

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество", Филиал по Омской области ФГУ "ТФИ по СибФО", г. Омск

О стратегическом направлении развития России говорил на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 г. Президент РФ В. В. Путин: "Речь идет о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации". Именно поэтому наиболее эффективной мерой сохранения эндемичных, редких и исчезающих видов, уникальных и эталонных участков и природных экосистем в целом мировым сообществом признано создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В 2006-2007 гг. по заказу Правительства Омской области творческим коллективом ученых были выполнены работы "Полевые обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения на соответствие статусу, указанному в нормативных правовых актах". Полевым обследованиям предшествовал анализ правоустанавливающих документов региональных ООПТ, который показал, что в настоящее время в связи с внесенными изменениями в федеральные правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере, положения по некоторым ООПТ вступили в противоречие с действующим законодательством.

Многие документы об ООПТ содержат нормы о возложении на органы местного самоуправления, коммерческие и иные негосударственные организации обязанностей по охране и содержанию отдельных природных территорий регионального значения. В положениях о природных парках и государственных природных заказниках отсутствуют нормы о создании соответствующих администраций (дирекций), в положениях о дендрологических парках - о создании природоохранных учреждений. Многие положения об ООПТ регионального значения содержат нормы о возложении обязанностей на органы, которые в настоящее время не существуют.

Результатом законодательного несовершенства стала утрата ряда ООПТ. Так, по состоянию на 1999 г. в нашей области числилось 129 ООПТ. В целях устранения законодательного несоответствия Указом Губернатора Омской области от 10.04.2006 г. № 44 шестьдесят ООПТ регионального значения, находящиеся на землях гослесфонда области, были лишены своего статуса, а Указом Губернатора от 14.03.2008 г. № 25 еще двенадцать ООПТ утратили свой статус. Представители Министерства промышленной политики, транспорта и связи объясняют эти действия первыми шагами в наведении порядка в нормативных документах ООПТ и обещают постепенно вернуть статус отмененным территориям. В настоящее время данные территории зарезервированы и ждут своего часа.

Другой существенный казус обнаружился в Постановлении Главы Администрации Омской области от 28.06.1994 г. № 305-п "О природном парке "Птичья гавань", в котором пункт 4 гласит: "Считать утратившим силу решение Омского облисполкома № 71/1 от 29.01.79 г. "О взятии под особую охрану памятников природы". Так, без какого-либо основания были отменены все геологические памятники природы, ряд геоботанических и гидрологических ООПТ.

В соответствии с планом ревизионных работ в 2006-2007 гг. экспедиционным отрядом было обследовано 23 ООПТ в Горьковском, Муромцевском, Нижнеомском, Седельниковском, Азовском, Черлакском, Русско-Полянском, Омском, Любинском районах. По предварительным оценкам 22 из них соответствуют статусу ООПТ. Только три (!!!) ООПТ имеют штат сотрудников и там, несмотря на огромные материально-технические трудности, виден положительный результат - реально охраняется и облагораживается территория, регулярно проводятся экологические экскурсии, есть действующий музей.

Вместе с тем, выяснилось, что на охраняемых территориях выжжены уникальные леса в Муромцевском районе (оз. Черталы). Полностью деградировал под воздействием туристов и экологически неграмотных отдыхающих травянистый покров соснового бора оз. Ленево, вырублены массивы леса в охраняемой зоне Окунево. Можно констатировать явно недостаточную управляемость процессом использования ООПТ как в Муромцевском районе, так и в целом регионе.

Таким образом, анализ ситуации показывает, что по ООПТ в Омской области имеется достаточно большой опыт их создания и управления, однако существующая нормативно-правовая база и система их организации и управления требует существенного совершенствования и развития.

В 2007 г. ООО "Институт Ленгипрогор" (г. Санкт-Петербург) на конкурсной основе стал исполнителем разработки документа территориального планирования "Схема планируемого размещения ООПТ регионального значения на территории Омской области". Схемой территориального планирования предлагается упорядочение и расширение сети ООПТ области. На наш взгляд, к этой работе необходимо также привлечь тех ученых и специалистов, которые не понаслышке и не только по документам знают Омскую область, но уже десятилетия реально изучают Прииртышье и знают все его уголки.

Необходимо, чтобы при выполнении поставленной задачи, исполнитель руководствовался идеей о том, что формирование системы ООПТ является необходимым условием обеспечения устойчивого развития территории, акцентировал свое внимание на том, что система ООПТ призвана поддерживать общий и региональные природные балансы, сохранять природно-ресурсный потенциал и оказывать положительное влияние на моральный климат общества.

В настоящее время по данным Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области в области действует 27 ООПТ.

По результатам полевых обследований 2007 г. и многочисленных научных исследований ученые выступили с предложением о создании национального природно-исторического парка "Прииртышский увал" федерального значения, общая площадь которого может достигать около 11000 кв. км. Национальный парк предлагается разместить на части Горьковского, Нижнеомского, Муромцевского, Седельниковского и Большереченского районов Омской области.

Предлагаемый под парк правый берег р. Иртыш представлен неповторимым Прииртышским увалом, который протянулся через степную, лесостепную и подтаежную зоны. Он характерен выразительными формами рельефа (овраги, балки, обнажения на высоких, до 50 м ярах). Ряд вышеуказанных геологических обнажений правого берега Иртыша являются стратотипами, характерными только для Западной Сибири. В многочисленных логах - естественных резерватах многих видов флоры и фауны сосредоточено более трех четвертей видов краснокнижного биоразнообразия Омской области.

Не менее ценными являются гидрологические объекты, такие как лесные и пойменные озера Ленево, Шайтан, Щучье, Изюк, Кунлук, участки рек Иртыш, Тара, Уй и их притоки. К особо ценным объектам относятся боровые сосновые леса, характерные для Муромцевского района. Уникальными являются на Прииртышском увале более 800 археологических памятников, которые требуют охраны.

Национальный парк предлагаемой структуры позволит на новом уровне использовать рекреационные ресурсы территории, качественно развивать туристско-экскурсионное дело и превратить его в отрасль специализации Омской области на всероссийском уровне, а также сохранить уникальные ландшафты, редкие виды животных и растений. Члены ОРО РГО единодушно считают, что все компоненты природно-исторического комплекса, расположенного на Прииртышском увале и тяготеющих к нему охраняемых территориях регионального значения (около 30 ООПТ), историко-археологические памятники (около 900), наличие многих этнографических объектов позволяют начать планомерную работу по созданию полноценного природно-исторического парка федерального значения "Прииртышский Увал". Данный проект обязательно должен войти в "Схему планируемого размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Омской области", разрабатываемую ООО "Институт Ленгипрогор" (г. Санкт-Петербург).

На наш взгляд, создание ООПТ федерального уровня позволит коренным образом улучшить экологическое воспитание населения области, поднять на государственный уровень работу по управлению ООПТ, содержать за счет федерального бюджета около 30 ООПТ регионального значения, которые могут войти в состав территории нацпарка, создать дополнительные рабочие места, развить инфраструктуру территории сельских районов, эффективно использовать рекреационные ресурсы и качественно развивать туристско-экскурсионное дело. Все это, несомненно, будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Муромцевского, Нижнеомского, Горьковского, Большереченского, Седельниковского районов Омской области.

На наш взгляд, развитие и совершенствование системы ООПТ на территории Омской области должно быть продолжено на постоянной основе и планомерно:

1. Завершение полевой и документальной ревизии всех ООПТ Омской области (в т. ч. отмененных из-за юридических несоответствий с действующим законодательством), создание соответствующей информационной системы.

2. Приведение в соответствие с действующим законодательством пакета документов (разрешительных, земельных, охранных и т.д.) по каждой ООПТ с изменением их статуса согласно научно обоснованных рекомендаций.

3. Обоснование создания федерального национального парка "Прииртышский Увал", разработка и предоставление органами исполнительной власти Омской области проекта организации вышеназванного национального парка в МПР России и Правительство России для рассмотрения и утверждения.

4. Создание и становление реальной службы эксплуатации и охраны ООПТ, содействие сопутствующему и обеспечивающему их деятельность бизнесу, общественным организациям и инициативам, образовательным учреждениям.

5. Включение организованной многоуровневой системы ООПТ Омской области в общероссийскую и мировую систему сохранения природных ресурсов и биоразнообразия, участие в общероссийских и международных проектах, развитие данной системы как одной из главных элементов экологически безопасного устойчивого развития региона, важной составляющей отрасли науки, образования, туризма и рекреации.

Для реализации этой стратегической задачи необходимо создать областное госучреждение или структурное подразделение органа исполнительной власти Омской области по управлению всей системой региональных ООПТ, а не отдельных ее элементов, которое могло бы координировать и интегрировать деятельность органов власти, территориальных органов федеральных агентств и служб, подведомственных МПР России, Филиала по Омской области ФГУ "ТФИ по СибФО", ученых омских ВУЗов, общественных экологических организаций и т.д.

Задачей органа должна быть координация усилий всех заинтересованных сторон в области организации, охраны и функционирования ООПТ в целях сохранения на территории Омской области уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных геологических и гидрологических природных образований, биологического и ландшафтного разнообразия, объектов растительного и животного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, формирования экологической культуры и образования населения.

Только объединив усилия власти и общества, мы сможем добиться положительных результатов в сфере функционирования системы ООПТ.