Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

Филиал по Омской области ФГУ «ТФИ по Сибирскому федеральному округу» (далее Филиал) создан приказом МПР России от 26.11.99 г. № 244 как ФГУ «Омский ТФГИ», реорганизован приказами МПР России от 11.02.2003 № 95 и 23.05.2006 № 122. Действующая редакция уставных документов очерчивает комплекс работ Филиала с природно–ресурсной и природоохранной информацией от первичного сбора, учета и программно–технического сопровождения до создания единого информационного пространства между всеми субъектами информационного поля Минприроды России и обеспечения информацией органов федеральной и региональной государственной власти, организаций и граждан в установленном порядке. Ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (действующая лицензия ФСБ России № 1451/11 от 19.10.2007 г., срок действия до 19.09.2012 г.). С созданием фондов информации по природным ресурсам и охране окружающей среды, а позднее Филиалов, Министерством природных ресурсов РФ предпринята попытка формирования единого интеллектуально–технического, информационно–аналитического центра по сбору и комплексному анализу информации, выявлению проблемных вопросов и информационном обеспечении государственной политики в области природопользования.

Рассмотрим, как эти положения реализуются в деятельности Филиала по Омской области.

1. В соответствии с Уставом организация функционирует как региональный центр сбора и хранения природопользовательских информационных ресурсов. Однако, учитывая базисную основу предыдущих лет работы в качестве фонда геологической информации, можно говорить о сложившемся и устойчиво работающем центре хранения и обработки геологической информации. Это определяется преобладанием геологических информационных ресурсов и значительным комплексом производственных работ по сбору и обработке информации геологической направленности.

На 01.01.2009 г. в Филиале учтено 38289 единиц хранения. Из них геологический фонд составляет 31786 единиц хранения (83%). Фонд материалов по поверхностным водам, природопользованию и охране окружающей среды, лесному хозяйству, изданным и другим материалам насчитывает 6123 единиц хранения. Наиболее полным по диапазону собранных материалов и востребованным, с точки зрения выполнения на их основе широкого круга работ, является фонд информационных ресурсов по поверхностному водопользованию и гидротехническим сооружениям (2380 документов). Материалы по экологии и лесному хозяйству не многочисленны, а по отходам и атмосферному воздуху практически отсутствуют. Электронный фонд информационных ресурсов насчитывает 850 цифровых носителей информации объемом 418,2 Гб. В течение 2008 г. поступила 1591 единица хранения, в том числе в геологический фонд – 984 единиц хранения (62 %), фонд по экологии и природным ресурсам – 607 (38 %). Электронный фонд пополнился 144 МНЗ объемом 75,6 Гб. Выполнен значительный объем работ по переводу геологических материалов в электронный вид: отсканировано 54 единицы хранения (8500 страниц, 610 графических приложений), 259 действующих лицензий (более 7000 страниц формата А4).

2. Филиал ведет многоплановую работу по информационному обеспечению природно–ресурсной и природоохранной деятельности на территории региона.

Общий документооборот за 2008 г. – 1 квартал 2009 г. составил более 2700 документов. Представителям территориальных органов Минприроды России, Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области (МППТиС Омской области), ОАО «Омской ГРЭ», недро– и природопользователей, омских вузов, преподавателям геологических кружков и школьникам выдано в пользование 513 единицы хранения геологического фонда и 119 единиц хранения фонда по экологии и природным ресурсам Наиболее активно пользовались геологическими материалами сотрудники территориального органа управления государственным фондом недр – Омскнедра (186 единиц хранения). Наиболее востребованными из материалов геологического фонда были лицензионные материалы по недропользованию (298 единиц хранения), вспомогательного фонда – материалы научно–практических конференций и доклады по состоянию окружающей среды по Омской области, изданные книги по геологии. Проведено ~300 консультаций по вопросам недропользования.

В последние годы значительно расширился круг задач природоохранного, экологического направления. Все чаще для решения поставленной задачи требуется использование комплексного, территориально–ландшафтного подхода. В 2008 г. сотрудники Филиала активно участвовали в работах регионального масштаба: разработке «Схемы планируемого размещения объектов регионального значения, подлежащих защите от ЧС» (краткое описание месторождений, объектов ООПТ и ГТС, картографическая привязка на топооснове м–ба 1:100000); подготовке материалов к проверке Контрольным управлением Президента РФ выполнения мероприятий по обеспечению населения Омской области питьевой водой; предоставлению сводной аналитической информация по недро– и природопользованию на территории Омской области в «Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Омской области» за 2007–2008 гг., предоставлению аналогичной информации в ФГУ «ТФИ по Сибирскому федеральному округу»; разработке предложений по комплексному развитию производительных сил в северных районах Омской области и т.д.

Специалисты учреждения работают в Совете по природопользованию и охране окружающей среды Омской области, Координационном общественном Совете при мэре г. Омска (комиссия по экологической безопасности), в Оргкомитетах г. Омска и области по проведению Дней защиты от экологической опасности, их приглашают на общественные и депутатские слушания по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, заседания архитектурно–градостроительных советов. Позиция Филиала обозначена в виде предложений в Генеральный план по развитию г. Омска, создания гидроузла на р. Иртыш, в развитии схемы особо охраняемых территорий (ООПТ) Омской области и т. д.

Все это свидетельствует о возможности дальнейшего развития Филиала в качестве центра интеграции природно–ресурсной и природоохранной информации. Наличие такого территориального центра продиктовано современными требованиями в комплексном подходе к решению многих задач регионального уровня, необходимостью профессионального многофакторного анализа и обработки информации по природным ресурсам, сосредоточенной в одном фонде, настоятельной необходимостью в скоординированности и взаимоувязке действий между всеми территориальными органами федеральных органов Минприроды России и органами субъектов РФ в целях формирования единой политики природно–ресурсного развития региона.

3. Вместе с достижениями в деятельности Филиалов накапливаются и не решенные проблемы. Дальнейшее развитие Филиала в качестве регионального центра затруднено законодательными, правовыми, ведомственными и иными ограничениями и противоречиями, осложняющими или напрямую препятствующими практическому выполнению возложенных на организацию задач и функций.

Во–первых, в настоящий момент не определен порядок взаимодействия Филиалов со всеми территориальными органами федеральных структур Минприроды России.

Приказом МПР России от 20.06.2005 г. № 169 «Об утверждении временного регламента информационного взаимодействия федеральных государственных учреждений территориальных фондов информации по природным ресурсам и охраны окружающей среды МПР России по федеральным округам и субъектам Российской федерации с находящимися в ведении МПР России федеральной службой и федеральными агентствами», установлен порядок информационного взаимодействия с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральными агентствами по недропользованию, водным ресурсам и лесного хозяйства (последнее выведено из состава Министерства в 2008 г.)

За период 2005–2008 гг. в Филиале сформировался достаточно четкий алгоритм работы с Управлением по недропользованию по Омской области, Управлением Росприроднадзора по Омской области, Омским отделов водных ресурсов Нижне–Обского бассейнового водного управления (ОВР НО БВУ): ежегодно перезаключаются Соглашения об информационном взаимодействии, круг предоставляемых материалов очерчен и, при необходимости, уточняется в плановом порядке, необходимость и эффективность тесного сотрудничества осознана и доказана рядом совместных работ.

Иное дело работа с территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, вошедшими в состав Минприроды России в мае 2008 г. Порядок взаимодействия с ними не утвержден, обмен информации в настоящий момент возможен в минимальном объеме только на основе запросов, регулярное поступление первичных и обобщающих информационных материалов от данных ведомств не предусмотрено.

Во–вторых, в момент реорганизации из самостоятельных федеральных государственных учреждений, Филиалы были лишены статуса юридических лиц. Закрепленные в уставе функции по сбору и обработке природно–ресурсной и природоохранной информации, были подорваны в юридическом, правовом смысле. Фактически Филиалы были лишены статуса равноправного партнера в отношениях с региональными и территориальными органам государственной власти.

В рамках Минприроды России такое противоречие можно откорректировать ведомственными документами. Региональные органы власти находятся в подчинении Правительства РФ, что требует согласования вопросов о взаимодействии между Филиалами и субъектами РФ на уровне Минприроды России и Правительства РФ. В противном случае в каждой отдельно взятой области взаимодействие будет происходить не на основе правоустанавливающих документов, а в силу субъективной договоренности между сторонами.

По этой причине в сотрудничестве Филиала с государственными органами Омской области отмечаются негативные моменты. Продолжительная работа по заключению Соглашения об информационном взаимодействии с МППТиС Омской области, в состав которого входят Управление природных ресурсов и другие органы по природопользованию и охране окружающей среды, велась в течение IV квартала 2007 г. – декабря 2008 г. и завершилась отказом субъекта подписать соглашения с Филиалом, как с организацией, не являющейся самостоятельным юридическим лицом. Наблюдается равнодушное отношение или частичное игнорирование других предложений и проблем, поставленных Филиалом. МППТиС Омской области отказывается предоставлять материалы по государственному контролю за деятельностью недропользователей, хотя с Управлением по недропользованию по Омской области в этом вопросе наблюдается полное взаимодействие.

4. Существуют проблемы, негативно отражающиеся на внутренней производственной деятельности Филиала. Острой проблемой дальнейшего развития организации является отсутствие собственного помещения. Более 4 лет Филиал арендует помещения общей площадью ~534 кв. м, в т. ч. полезной площади ~369 кв. м, без возможности дальнейшего из наращивания. В 2008 и 2009 годах суммы арендной платы была сопоставимы с годовым объемом финансирования по всем остальным текущим расходам организации, за исключением заработной платы и налогов. Несмотря на неоднократные обращения в территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, какие–либо варианты по предоставлению помещений из федеральной собственности отсутствуют. Такое положение наносит двойной удар по дальнейшему развитию Филиала: ограничивает возможность дальнейшего расширения фондохранилища, которое уже сейчас заполнено почти полностью, и накопления информационных ресурсов и ежегодно увеличивает затраты федерального бюджета по оплате арендной платы. Решение данной проблемы возможно только с участием Минприроды России за счет приобретения (строительства) новых помещений площадью до 1000 кв. м (с учетом перспективы развития организации на несколько лет вперед) или договоренности с Росимуществом о предоставлении федеральных помещений, соответствующих критериям государственных архивов.

5. Техническое оснащение Филиала, сформированное в 2000–2008 гг., позволяет в полном объеме выполнять возложенные на него функции: специалисты всех отделов оснащены ПК, ИБП (источниками бесперебойного питания), имеется 18 единиц множительно–копировальной техники, 1 сканер и 1 плоттер формата А0, типографское оборудование (переплетная машина, ламинатор и др). Все компьютеры объединены в одну локальную сеть, имеется высокоскоростной Интернет.

6. Однако, часть сетевого оборудования, системных блоков и мониторов устарели, площадь серверной не соответсвует минимальным допустимым размерам, нет отдельного помещения для ремонта и хранения техники. Выделяемое Минприроды России финансирование не позволяет в нужном объеме и в соответствии с современными требованиями модернизировать техническое оснащение организации. В результате Филиал не имеет возможности приобрести высокоскоростные планшетные и документ–сканеры, дорогостоящий книжный сканер, сканирующий документы не травматично, без расшивания, широкоформатный планшетный сканер для оцифровки ветхих карт большого формата. Все это, в конечном итоге, снижает объемы и скорость обработки информации, производительность работы организации в целом.

7. Медленно решается проблема перехода на лицензионное программное обеспечение. Такие программные продукты как Microsoft Office, ABBYY FineReader, Nero, лицензионные антивирусные программы и т. п. являются эталонной основой ПК любого офисного сотрудника. В 2008 г. в Филиале были установлены лицензионные операционные системы на все РС, приобретена многопользовательская лицензионная антивирусная программа. Сегодня организация нуждается в специализированных программах последних версий: ArcGIS, MapInfo, Adobe Photoshop, Corel, AllFusion ERwin, SQL Server 2008. Общая финансовая потребность Филиала в лицензионных программных продуктах составляет 1 млн. 700 тыс. руб. (для сравнения: суммарный годовой объем финансирования текущих расходов организации на 2009 г., кроме заработной платы, налоговых выплат и аренды, равен 1 млн. 445 тыс. руб.), в дополнительной смете на текущий год предусмотрено приобретение программного обеспечения на сумму 485,5 тыс. руб. Таким образом, своевременное финансирование либо централизованное обеспечение Филиалов лицензионными программами является одной из приоритетных задач Минприроды России, напрямую связанной с общегосударственной политикой по пресечению использования контрафактных программных продуктов.

На 01.01.2009 г. Филиал располагает 9 бухгалтерскими и правовыми базами данных (БД) и 18 БД природно–ресурсного направления с сопутствующими клиентскими приложениями. Восемь БД природно–ресурсного назначения переданы сторонними организациями или приобретены у лицензированных фирм, остальные созданы и заполняются силами специалистов Филиала. Общефедеральное распространение имеют только 2 информационные системы: ИС «Недра» и АИС ГВК «2ТП–Водхоз».

Наиболее удачным продуктом федерального уровня, на наш взгляд, является ИС «Недра», добротно и грамотно спроектированная, правильно кодированная (имеется в виду клиентское приложение) и продолжающая развиваться. Особенно ценен комплексный подход в развитии данной БД, реализованный через слияние в единую систему нескольких взаимосвязанных устаревших БД (автоматизированного каталога в системе DOS, «Диафонда», баланса запасов), а также возможность подключения скан–образов, то есть, фактически, соединение ИС с электронным фондом информационных ресурсов. Ценным дополнением к ИС «Недра» явилась бы возможность сохранения большего количества информации (по добыче ПИ, представленной отчетности, уплаченных налогах и т. д.), ежегодно получаемой от нелицензированных недропользователей. В целях дальнейшего формирования единой унифицированной системы БД, необходимо внедрение ИС «Недра» в работу территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, и, желательно, в работу органов государственной власти субъектов РФ в сфере природопользования.

ИС «Диафонд» вызывает гораздо больше нареканий из–за наличия большого количества недостатков в клиентском приложении. Программы «ГКМ» и Территориальный баланс торфа (TFM 1.0) имеют устаревший интерфейс и настоятельно нуждаются в замене на продукт, созданный более современными средствами.

Еще одна федеральная автоматизированная информационная система ГВК «2–ТП (водхоз)» объединяет данные государственной статистической отчетности 2–ТП (водхоз) за последние 19 лет (1990–2008 гг.), заполняется специалистами ОВР НО БВУ и передается в Филиал для работы в пользовательском режиме. АИС регулярно востребована специалистами отдела информационного обеспечения водопользования. Достаточно добротный продукт, но, к сожалению, также имеющий устаревший DOS–овский интерфейс.

Часть БД, созданных на основе Access’a, были разработаны в Омском и других ТФИ: автоматизированные каталоги (геологический, экологический, по торфяному фонду), Кадастр буровых на воду скважин, Реестр глубоких (нефтяных) скважин, Оргтехника и т. д. Объем информации в них накоплен значительный, однако, точной и достоверной обработке массивов данных мешают недочеты, допущенные на стадии проектирования структур этих БД и этапе внесения исходных данных, когда для ввода значительного объема информации привлекались сотрудники, не всегда грамотно владеющие вносимой информацией.

Одним из важных принципов сопровождения и эксплуатации БД является обязательный программный анализ достоверности введенных данных, который применяется для выявления ошибок из разряда «человеческого фактора». В Филиале такие проверки на полноту и достоверность заполнения БД проводятся регулярно, а выявленные ошибки быстро корректируются.

Более новые БД («ООПТ», «Экспертные заключения по воде» и вновь проектируемые «Предприятия», «Акты проверок недропользователей», БД по озерам Омской области) создаются специалистами информационно–аналитического отдела с использованием СУБД Access и MS SQL. Планируется создание центрального банка данных, в котором все вновь создаваемые базы будут объединены в единую систему по общим признакам, например, предприятиям, по возможности, будут иметь единые справочники. Для ускорения и более грамотного их проектирования желательно привлечение специализированных программных продуктов: Case, средство типа ERWIN, MSManager из Management.Studio (для генерации, резервного копирования, проверок и т.п). Однако, покупка таких продуктов требует значительного дополнительного финансирования на федеральном уровне.

8. Большое значение для стабильной деятельности любой организации имеет сохранение кадрового потенциала и повышение его профессионального уровня, преемственность поколений. В последний год средний возраст сотрудников организации снизился с 47 (на 01.01.2008 г.) до 43 лет (на 01.04.2009 г.), пришли молодые выпускники экологических специальностей. Однако, поиск специалистов–геологов молодого и среднего возраста для отдела территориального геологического фонда, по–прежнему, является большой проблемой, усугубляемой отсутствием профильных геологических специальностей в вузах г. Омска.

Система повышение квалификации для специалистов Филиала не совершенна. Централизованные программы обучения сотрудников фондов информации в настоящее время отсутствуют, рабочие совещания и семинары в рамках ФГУ «ТФИ по Сибирскому федеральному округу» не проводятся. Можно отметить ФГУ НПП «Росгеолфонд», который организует обучение по работе в ИС «Недра», «Диафонде», но, в целом, тематика курсов недостаточна. Обучающие курсы, предлагаемые некоторыми сторонними структурами, дорогостоящие, особенно с учетом затрат на проживание и проезд. Необходимо возродить бесплатную переквалификацию сотрудников посредством обучения в отраслевом образовательном учреждении по линии Минприроды России.

9. Одним из достижений Филиала является активное проведение разноплановой информационно–пропагандистской работы на территории Омской области. С первых дней работы администрация создавала систему взаимодействия с организациями и учреждениями по вопросам обеспечения информацией широкого круга природопользователей и общественности.

Ежегодно организуются Дни открытых дверей для посетителей. Учреждение принимало участие в работе >30 Международных, Всероссийских, межрегиональных, региональных и муниципальных научно–практических конференций, на которые представлялось от двух до восьми докладов, как правило, опубликованных в сборниках. В 2008 г. сотрудники Филиала приняли участие в 10 научно–практических конференциях. Особое внимание уделяется проведению ежегодной конференции учащихся научного общества «Поиск», где обеспечивается работа секций по направлению «Науки о Земле». Здесь ежегодно заслушивается до 90 докладов по геологии, гидроэкологии, охране окружающей среды, около 500 работ юных исследователей природы хранятся в фонде Филиала.

Традиционной формой работы стало проведение геоэкологических экспедиций по территории региона совместно с Омскими региональными отделениями Русского географического и Российского геологического обществ, учеными омских вузов, в том числе по заявкам Правительства Омской области и администраций муниципальных районов. Их тематика разнообразна: «Экологические проблемы р. Иртыш», «Экологическое состояние Больших Крутинских озер», «Экологическое состояние водных объектов Муромцевского района», ревизионные работы по обследованию более 30 ООПТ в 12 районах области. Результаты работ обобщаются в информационно–аналитических отчетах, хранящихся в фонд Филиала, заполняются кадастровые формы ООПТ, ведется БД «ООПТ Омской области»; итоговая информация предоставляется во все природоохранные органы федерального, регионального и муниципального уровня для принятия решений, озвучивается в выступлениях перед экологическими активами и населением районов, по телевидению, радио, в СМИ.

Информационные и интеллектуальные ресурсы Филиала используются в издательской деятельности. Поддержано издание и переиздание книги «Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья», переданной МПР России, федеральным территориальным службам, школам, учреждениям дополнительного образования (всего около 100 экземпляров). При информационной, научной поддержке Филиала созданы: учебное пособие «География Калачинского района», учебный комплекс «География с. Красноярка», учебник «География Омской области». Особым спросом пользуется книга «Это наша судьба, это наши дороги…», посвященная истории детско–юношеского геологического движения Омской области (2003 г.) и сборник материалов для юных геологов и руководителей геологических объединений «Спутник юного геолога». Готовится к изданию книга «История геологического изучения и освоения Омской области».

В течение 8 лет Филиал выполняет функции организатора ДЮГД, общественных экологических движений «Чистые реки детства» и «Чистая вода Прииртышья»: курирует работу 7 детских геологических объединений (более 130 юных геологов), организует семинары, проводит постоянную консультационную работу, геологические походы, полевые практики, областные геологические олимпиады. Команды юных геологов Омской области участвуют во Всероссийских слетах, олимпиадах, где, как правило, занимают призовые места. На XXXV Сибирской геологической олимпиаде, состоявшейся 28–29.03.2009 г. в г. Новосибирске обучающийся 7 класса Голубев И. из Красноярской СОШ Омского района занял 1 местно в устном конкурсе в своей возрастной подгруппе.

Аналогичная работа ведется с юными водниками. Разработаны рекомендации по изучению водных объектов (родников, малых рек, озер), оказывается помощь в проведении слетов и конференции юных водников.

В средствах массовой информации размещается от 10 до 20 статей ежегодно, сотрудники Филиала выступают на радио и телевидении. За период 2006–2008 гг. на базе Филиала производственную практику прошли 23 студента из ВУЗов г. Омска и Томского государственного университета.

Основные моменты производственной и общественной деятельности отражены на сайте организации www.omsktfi.ru. В прошлом году проведена корректировка структуры сайта, в 2008 г. – 1 квартале 2009 г. размещено и откорректировано 165 документов (информационно–аналитический обзоры и опубликованные статьи, информация по минерально–сырьевым ресурсам Омской области, поверхностным водным объектам и гидротехническим сооружениям, ООПТ Омской области, годовые отчетные формы для недропользователей, текущие материалы по детско–юношескому геологическому и водному движениям в области и т. д.).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что по результатам работы последних лет Филиал по Омской области известен в г. Омске, сформировав положительный имидж и определенный авторитет в вопросах природно–ресурсного развития региона, недро– и природопользования и охраны окружающей среды.

Дальнейшее динамичное развитие организации в качестве информационно–аналитического центра сбора и обработки природно–ресурсной и природоохранной информации будет напрямую зависеть от решения изложенных выше проблем, часть из которых может быть преодолена только совместными усилиями всех участников информационного обмена в сфере природопользования.